Недавно мы посетили Дукорский маёнтак, расположенный в одноименном агрогородке под Минском, на месте бывшей усадьбы Ошторпов. Здесь нас заинтересовали уцелевшие усадебные постройки и перевернутый дом. Давайте же осмотримся!
Посетителей встречает брама XIX века. В ней сейчас расположена касса, а так же магазинчик сувениров.

Свою прогулку по территории комплекса мы решили начать с посещения перевернутого дома.

Он расположен на берегу водоёма. Мало того, что дом стоит вверх ногами, так ещё и под углом к горизонту.

Предостережение посетителям.

Внутри перевернутого дома очень необычно. На месте стоять не хочется — постоянно клонит куда-то пойти. Вид в сторону входа.

Здесь легко можно сделать много вот таких вот необычных фотографий:

Побродив по перевернутому дому, отправились на поляну сказок.

Поляна сказок представляет собой несколько домиков — каждый со своей сказкой.

Чтобы домик начал рассказывать сказку нужно найти кнопку и нажать на неё.

Колобок =)

Наслушавшись сказок двинулись дальше, в бывший усадебный флигель, XIX века постройки, а ныне — здание администрации и музей.

Историю деревни Дукора можно проследить с 1554 года, когда, после смерти Станислава Кезгайлы, волость Бакшты (в которую и входила Дукора) разделили между семьями Завишей и Шеметов. В 1615 году поселение отдали в заклад Кшиштофу Слушке, а позже его владельцами стали Миколай и Екатерина Огинские, а затем — Михаил Казимир, тоже из Огинских. Однако фактически тогда имением управляли Станислав Монюшко и Франтишек Ошторп, арендовавшие его. Со временем арендаторы, приходившиеся родственниками Михаилу Огинскому, стали его кредиторами и в конце 1790-х завладели Дукорой и Смиловичами, в счёт погашения долга. В 1791 году не без помощи монетки они разделили имение: Станиславу достались Смиловичи, а Фратишеку — Дукора.
Мы, кстати, уже были в местах, связанных с названными выше именами: посетили дворец Монюшко-Ваньковичей в Смиловичах и усадьбу Завишей «Кухтичи» в Первомайске.
В начале XIX века Ошторпы построили в Дукоре каменную усадьбу, был заложен большой парк. В имении был свой театр, цирк, оркестр. Здесь проходили пышные балы и прочие гуляния, при усадьбе состояло порядка 100 человек прислуги.
Макет усадьбы.

Прогуляемся по музею.

Бальные аксессуары.

Экспонаты.

Следующей страницей в истории Дукоры стала смерть Леона Ошторпа. В 1851 он утонул в Свислочи, а в 1874 году имение перешло во владение к Константину Гартингу — отставному российскому полковнику. После Константина Дукорой поочередно владели его сыновья — Антоний и Станислав. Последний же владелец, Георгий Станиславович Гартинг, в 1918 году по понятным причинам уехал во Францию. Кстати, женой Антония Гартинга была Ванда Дерналович, чьи родовые владения в Корме мы тоже посещали.
Последующая история усадебного дома довольно типична: приспособленное в 1918 году под школу здание было разрушено во время Великой Отечественной войны.


Выходим из музея и движемся дальше. Здание конюшни.

Тут собрано множество всяких сельскохозяйственных приспособлений, которыми оборудовались лошади.

Телега, карета и даже немножечко саней попало в кадр.

Переждав коротенький дождь мы направились к старинному дубу. Вот он, на фотографии, справа.

Его называют «дубом желаний». Диаметр ствола дуба — около двух метров.

Рядом с дубом расположен небольшой живой уголок. Тут мы встретили гусей...

павлина...

дружелюбного страуса...

и представителей парнокопытных. Впрочем, это не исчерпывающий перечень местных обитателей.

Напоследок мы оставили более современную часть этого комплекса — улицу мастеров.

Первый домик на фотографии — свечная мастерская.


Следующий домик — ткацкая мастерская.


Ближе всего к браме находится гончарная мастерская.


Чуть поодаль, за корчмой, расположилась кузница.


Рядом с кузницей — здоровенный молот.

За деревьями на прошлой фотографии можно заметить винокурню, но это, по всей видимости — режимный объект, в окна можно было рассмотреть всякие приспособления для приготовления напитков, а двери были закрыты. Не исключено, что это связано с прошлогодним происшествием, при котором случился разрыв котла и пострадал сотрудник.

Дошли до лодочного причала.

Красиво здесь.

Прощальный вид на браму.

Что тут скажешь: очень интересное место с богатой историей. Жаль, конечно, что не сохранилась сама усадьба, но тут уж ничего не поделаешь.