Одним прекрасным осенним днём мы снова наведались в Несвиж и на этот раз объектом нашего внимания стал Старый парк. Раньше мы уже рассказывали о Марысином парке, самом Несвижском замке и даже о прогулке по Несвижу.
Старый парк находится севернее замка, он обозначен буквой «Б» на плане у входа в замковый комплекс.
Несмотря на своё название, Старый парк не является таким уж и старым: долгое время, повинуясь законам военного искусства, для улучшения обзора вокруг замка не было никаких организованных насаждений. В начале XIX века, когда замок утратил свое оборонительное значение, стало возможным обустраивать парки в непосредственной близости от укреплений. И уже в 1878 году по инициативе Марии Радзивилл де Кастелян были заложены парк Антония (он же Замковый) и Старый парк. К сожалению, после советского периода, от Замкового парка мало чего осталось, ну а по Старому мы сейчас прогуляемся.
До перестройки Несвижа Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой современная территория парка была заболочена, однако, вскоре после постройки системы дамб, болото удалось победить. Продолжительное время отвоеванная территория никак не использовалась и находилась в запущенном состоянии. Единственным отдельным деревом в тех местах был канадский тополь, посаженный в начале XIX века, о чем свидетельствует установленный рядом с ним памятный камень. До настоящего времени тополь не дожил — весной 2005 года его свалил порыв ветра. Через четыре года на месте, где стоял тополь, была установлена памятная композиция.
Еще один памятный камень, находящийся в парке, посвящен Марии Радзивилл. На нём Антоний Вильгельм Радзивилл увековечил слова признательности к своей супруге: «... В знак признания за многолетний труд по украшению замка Марии де Кастелян, княгине Радзивилл камень этот поставил в 1903 году ее благодарный супруг князь Антоний Радзивилл, XIV Ординат Несвижский».
Рядом расположена аллея памяти, где можно встретить бюсты людей, связанных с историей Несвижа.
Томаш Маковский — печатник, художник и гравёр, создатель карты Великого княжества Литовского. В начале XVII века он руководил типографией в Несвиже, работал при дворе князей Радзивиллов землемером, придворным артистом, рисовал и гравировал по заказам Николая Христофора Радзивилла Сиротки. В 1600-1611 гг. создал в Несвиже художественные мастерские по оформлению книг и составлению и гравировке карт.
Владислав Сырокомля — польский поэт, краевед, историк литературы, переводчик. Учился в Несвиже и Новогрудке. Служил в управлении радзивилловскими имениями в Несвиже.
Якуб Колас — белорусский советский писатель, поэт, переводчик. Родился неподалёку от Несвижа и несколько лет проживал в городе во время обучения в учительской семинарии.
Джованни (Ян) Мария Бернардони — монах-иезуит, итальянский архитектор, первый архитектор стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Прожил в Несвиже 13 лет, занимался строительством костёла иезуитов (фарного костёла).
Николай Христофор «Сиротка» Радзивилл — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского из рода Радзивиллов.
Юрий Несвижский. С этим князем-участником битвы на реке Калка (31 мая 1223 года) ранее связывали первое упоминание города Несвиж, однако, эта версия была опровергнута историками и отсчет своих лет город ведет с 1446 года. И тем не менее, мы можем наблюдать этот бюст установленный в Старом парке.
Невдалеке от аллеи памяти находится скульптурная композиция «Колодец ундины». Колодец устроен на месте родника, от которого, по аккуратному каналу вода направляется в тенистый пруд. Канал и мостик над ним:
На валуне в пруду установлена скульптура русалки, которая, по легенде, обитала в роднике.
Отправляемся вглубь парка.
Встреченная нами скульптура пса установлена в 1993 году на месте более старой, уничтоженной в советское время. Оригинальная скульптура датировалась 1896 годом. По легенде, пес во время охоты отвлек медведя от раненого хозяина, чем спас князю жизнь ценою собственной.
Следующая скульптура — «Черная дама». Легенда связанная с этой композицией основана на реальных событиях — истории Барбары Радзивилл и Сигизмунда II Августа. По некоторым предположениям Барбару отравила мать Сигизмунда — Бона Сфорца, отчаянно сопротивлявшаяся коронации представительнице рода Радзивиллов.
Мальчик и ангел-хранитель — похоже, что это отсылка к произведению Якуба Коласа «Сымон-музыка». Поэма посвящена бедному талантливому музыканту, который в тяжелых обстоятельствах ищет свою долю. Откуда здесь взялся скворечник — не знаем)
Подходим к месту, где рос первый тополь — справа, под деревом, виднеется памятная композиция. Черный же камень слева посвящен событиям 23 октября 1941 года, когда фашисты выбрали эту поляну для расстрела полутора тысяч местных евреев.
Беседка с причалом на границе между Старым и Японским парками.
Возвращаемся обратно ко дворцу вдоль берега.
Слева на фотографии — декоративный каскад и проход на другой берег, к Английскому и Марысиному паркам.
Несвижский дворец со стороны Дикого пруда.
Как всегда в Несвиже — было здорово. И все еще остаются места, с которыми хотелось бы ознакомиться поближе.